Мировой кризис: новые возможности для китайского автопрома
Финансовый кризис создает не только трудности, но и новые возможности для китайского бизнеса. Пострадавшие от финансовых ограничений и снижения продаж производители автомобилей в США и Европе активно ищут партнеров, чтобы повысить экономическую эффективность в грядущую зиму.
По мнению аналитиков, сейчас это лучший момент для китайских автомобильных компаний, чтобы приобрести иностранных производителей автомобилей, так как современное положение на бирже позволяет получить минимальную цену.
Но китайские компании также ждут благоприятной ситуации для поглощения, так как существует и ряд преград для этого. Из-за финансового кризиса ограничение кредитования не позволяет им взять деньги в банке для финансирования лизинга и продажи автомобилей дилерам.
Из-за высоких процентных ставок у мировых авто производителей также выросли затраты. Также пошатнулся индекс потребительского оптимизма из-за подвешенного состояния финансового кризиса и роста цен на топливо. Вследствие этих двух факторов в сентябре два крупнейших производителя в мире заявили о сокращении объемов продаж. А среднее падение продаж в отрасли в 26% оказалось сильнее, чем ожидалось.
«Сложная ситуация на рынке оказала весьма негативное влияние на спрос. Так что сейчас авто производители готовы к диалогу и сотрудничеству друг с другом», - заявил Robert A/ Lutz, вице-председатель General Motors, во время своего визита в Шанхай. Ведутся разговоры о возможном слиянии GM и Chrysler LLC. Закрытая акционерная компания Cerberus, владеющая 80.1% акций Chrysler LLC, также заявила о возможных альянсах с другими производителями, в числе которых Nissan и Renault. В это время Ford планирует продажу акций японской компании Mazda Motor для поддержания финансовой стабильности.
«Это наиболее благоприятный момент для китайских автомобильных компаний задуматься о приобретениях, потому что сейчас они могут получить минимальную цену», - сказал Paul Haelterman, вице-призедент консалтинговой компании в автопроме CSM Co.
«Финансовое положение китайских производителей позволяет поглотить иностранные компании», - добавил он. И другие аналитики, в числе которых и советник и партнер Pricewaterhouse Coopers China Се Тао, согласны, что это хороший шанс.
Китайские авто производители еще несколько лет назад продемонстрировали свою заинтересованность в мировых рынках. Получение доступа к новейшим технологиям и каналам продаж являются основными факторами, привлекающими к покупке иностранных компаний китайских производителей, желающих создать конкурентоспособные на мировом рынке брэнды.
SAIC и его конкурент Nanjing Auto предложили лучшую цену за приобретение права интеллектуальной собственности и производственное оборудование обанкротившейся компании MG Rover Co. Wanxiang Group Co, крупнейший производитель авто запчастей в Китае недавно приобрел завод Delphi в США. По последним данным, Changfeng Motor Co LTD, производитель спортивных автомобилей, подумывает о покупке брэнда Hummer GM.
Но аналитики не советуют торопиться с покупкой иностранных компаний. Так как и китайский автопром пострадал от мирового финансового кризиса и испытывает падение продаж, а также снижение прибыли.
По сравнению с прошлым годом продажи автомобилей в августе и сентябре сократились. За третий квартал объемы продаж выросли всего на 11% в то время, как за первое полугодие – на 23%. По оценке международной консалтинговой компании Ronald Berger, вместе с сокращением производства на 10% средняя прибыль до выплаты налогов в 2008 году сократиться на 5%. Также китайских компаниям не хватает управленческого опыта для эффективного использования имеющихся ресурсов, тем более на рынках развитых стран.
Когда SAIC приобрел южнокорейскую компанию Ssangyong Motor, они пригласили Phil Murtaugh, ветерана GM, чей богатый опыт оказал неоценимую помощь в управлении.
Но ни один китайский производитель не сможет взять на свои плечи тяжелую финансовую ношу дорогой рабочей силы, как американские производители. И хотя пока китайские компании планируют покупки иностранных конкурентов, огромный внутренний рынок Китая, возможно, будет играть важнейшую роль во всей отрасли в будущем.
Shanghai Daily